I. Дидактика
1. Дидактика. История происхождения термина
Дидактика - область педагогического знания, которая занимается разработкой и реализацией процесса передачи социально-исторического опыта в его обобщенной и теоретической форме.
Дидактика (от греч. didaktikos — получающий, относящийся к
обучению) — теория образования и обучения, отрасль педагогики.
2. Я. А. Коменский - основоположник дидактики. "Великая дидактика" - возможность учить всех всему.
3. Дидактические принципы по Я. А. Коменскому:
- Принцип природосообразности
- Принцип наглядности ("Золотое правило дидактики")
- Принцип индукции (от простого к сложному)
- Принцип последовательности и систематичности знаний;
- Принцип сознательности и активности учащихся;
- Принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.
4. Дидактические разработки Я. А. Коменского
- Принцип последовательности и систематичности изложения
- Классно-урочная система
- Создание первой педагогической возрастной периодизации:
- 1 этап (с рождения до 6 лет) - материнская школа;
- 2 этап (7-12 лет) - школа родного языка;
- 3 этап (13-18 лет) - гимназическое образование;
- 4 этап (19-24 лет) - университетское образование.
II. Дидактика как область научного знания
1. Структура дидактики:
- цели;
- задачи;
- принципы;
- методы;
- формы учебного процесса;
- содержание образования.
2. Фундаментальные принципы дидактической науки:
- принцип научности;
- принцип доступности;
- принцип последовательности;
- принцип систематичности.
III. Дидактические методы обучения
1. Дидактические методы обучения по мере активности:
- методы пассивного характера (информационно-сообщающие, активен учитель);
- методы полуактивного характера (Сократический, метод диалога; активны все участники образовательного процесса);
- методы активного характера (высокая степень активности учеников).
2. Методы обучения по источнику получения знаний:
- словесные методы;
- наглядные методы;
- практические методы.
3. Методы обучения по дидактической цели:
- методы приобретения новых знаний;
- методы формирования умений и навыков;
- методы применения знаний;
- методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков
4. Методы по характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно-иллюстративные;
- репродуктивные;
- проблемного изложения;
- частично-поисковые;
- исследовательские
5. Методы на основе целостного подхода к процессу обучения:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
- методы стимулирования и мотивации;
- методы контроля и самоконтроля
IV. Содержание образования
1. Термин "содержание образования"
Содержание образования — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Под содержанием понимается четкая система знаний, умений, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения.
2. Фундаментальные теории построения содержания образования:
- Теория формального образования (развитие мышления)
- Теория материального образования (формирование знаний)
3. Принципы построения содержания образования:
- концентрический (многократное повторение пройденного материала);
- линейный (Отсутствие повторения пройденного материала).
4. Формы организации учебного процесса:
- индивидуально-групповая;
- классно-урочная;
- лекционно-семинарская.
1. Различие терминов "обучение" и "воспитание"
Воспитание - целенаправленная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и ценностей.
2. И. Ф. Гербарт - основоположник воспитывающего обучения
3. Многосторонний интерес как основа воспитывающего обучения
4. Виды интереса по И. Ф. Гербарту:
- имперический (первичный интерес, знакомство с миром);
- умозрительный (теоретический; интерес к обустройству мира);
- эстетический (интерес к искусству, к сфере прекрасного);
- социальный (интерес к обществу, общественной жизни);
- симпатический (интерес к людям);
- религиозный (интерес к религии, нравственным основам).
VI. Дидактика как теория обучения
1. Теория учебного предмета
2. Основные ограничения, которые накладывает учебная специфика:
- невозможность уподобления учебного предмета науке;
- возрастные ограничения;
- разработка содержания образования должна производиться людьми, понимающими психолого-педагогические особенности усвоения.
3. Методика преподавания как часть дидактики:
- реализует базовые дидактические принципы;
- реализует предметные задачи и предметный характер образования.
VII. Единица классно-урочной системы. Урок как форма организации учебного процесса
1. Виды урока:
- уроки, связанные с объяснением нового материала;
- уроки закрепления;
- проверочные уроки
2. Этапы урока, организующие его структуру:
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала;
- этап изучения новых знаний и способов деятельности;
- этап первичной проверки понимания изученного;
- этап закрепления изученного;
- этап применения изученного;
- этап обобщения и систематизации;
- этап контроля и самоконтроля;
- этап коррекции
- этап информации о домашнем здании;
- этап подведения итогов занятия
- этап рефлексии
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый -- .: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
- Принципы, теория и взгляды Яна Коменского [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.treko.ru/show_dict_1546, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2015)
- Современный урок: его цели, этапы и структура [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://vashabnp.info/load/11-1-0-794, свободный. - Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2015)
Комментариев нет:
Отправить комментарий