Педагогическая целесообразность использования мультимедиа в образовании
1. Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному - школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. Применение мультимедиа может позитивно сказаться сразу на нескольких аспектах учебного процесса в школе.
Мультимедиа способствует:
- Стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации;
- Повышению мотивации школьников к учению;
- Развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
- Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Данный источник указывает на то, что использование мультимедиа-технологий в школе положительно влияет на образовательный процесс. А именно, учащиеся становятся активными участниками процесса, развивается самостоятельность, также мультимедиа влияет на мотивацию и стремление к обучению, работу в группах и т.д.
Однако, здесь же автор упоминает о некоторых отрицательных аспектах использования мультимедиа. А именно, свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.
Отношение к применению мультимедиа в образовании неоднозначно, но положительных аспектов все же больше.
Однако, здесь же автор упоминает о некоторых отрицательных аспектах использования мультимедиа. А именно, свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения, индивидуализм, трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков. В случае повсеместного использования мультимедиа технологий учителя и школьники становятся неспособными воспользоваться большим объемом информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства. Сложные способы представления информации отвлекают учеников от изучаемого материала.
Отношение к применению мультимедиа в образовании неоднозначно, но положительных аспектов все же больше.
2. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Сегодня мультимедиа-технологии — это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Данный источник также показывает, что применение мультимедиа в образовании обладает большими достоинствами по сравнению с традиционным обучением. Особенно подчеркивается положительное влияние на мотивацию учащихся, их самостоятельных, занятия становятся более интересными и насыщенными. Мультимедиа позволяют учителю насытить занятия информацией, сочетая различные средства, а также сэкономить время.
Наряду с этим указаны некоторые трудности использования в мультимедиа, даны советы, как избежать их в будущем.Данный источник также показывает, что применение мультимедиа в образовании обладает большими достоинствами по сравнению с традиционным обучением. Особенно подчеркивается положительное влияние на мотивацию учащихся, их самостоятельных, занятия становятся более интересными и насыщенными. Мультимедиа позволяют учителю насытить занятия информацией, сочетая различные средства, а также сэкономить время.
3. Использование мультимедиа продуктов в образовании позволяет педагогам и учащимся получать знания в новой, необычной и поэтому увлекательной форме и добиваться при этом наилучших показателей.
Использование мультимедиа средств обучения позволяет активизировать процесс обучения за счет усиления наглядности и сочетания логического и образного способов усвоения информации. Интерактивность мультимедиа технологии предоставляет широкие возможности для реализации личностно-ориентированных моделей обучения. Применение мультимедиа технологий выводит учебный процесс на новый качественный уровень, позволяя изучать объект или явление в различных условиях, формировать красочный, объемный образ, развивать логическое мышление и активизировать тем самым креативный подход к обучению. Так согласно, Г. Кирмайеру при использовании мультимедиа технологий в процессе обучения, доля усвоенного материала может составить до 75%.
Мультимедиа технологии дают педагогу возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.
Повышение мотивации учащихся, стремление к самостоятельности, интерактивность, наглядность, удобство в использовании, повышении эффективности образовательного процесса и т.д. - именно это указано автором в ряду "плюсов" использования мультимедиа.
Но и здесь прослеживается нить противоречий, которая выражается в таких недостатках и проблемах, как доступность, сложность подготовки материала, отсутствие подготовительных курсов, времеемкость и недостаточная мобильность.
Однако, по указанной в статье статистике, большинство педагогов в последнее время склоняются к использованию мультимедиа-технологий, несмотря на наличие проблем.
Однако, по указанной в статье статистике, большинство педагогов в последнее время склоняются к использованию мультимедиа-технологий, несмотря на наличие проблем.
4. Возросшая производительность компьютеров сделала возможным широкое применение технологий мультимедиа в обучении.
Широкий изобразительный ряд, активное включение образного мышления в образовательный процесс помогают учащемуся целостно воспринимать предлагаемый материал. У преподавателя появляется возможность совмещать изложение теоретических сведений с показом демонстрационного материала.
Мультимедиа технологии обеспечивают такое представление информации, при котором человек воспринимает её сразу несколькими органами чувств параллельно, а не последовательно, как это делается при обычном обучении. При комбинированном воздействии на ученика через зрение и слух и вовлечение его в активные действия доля усвоения учебного
материала может составить 75%
Обучающие мультимедийные программы используются для фронтального, группового и индивидуального обучения в аудитории, а также для самостоятельной работы дома. Они
предлагают для пользователя очень много вариантов индивидуальной настройки: учащийся,
осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В данной статье указываются те же положительные аспекты, что и в предыдущих - повышение мотивации, легкое восприятие, стремление учащихся к самостоятельности, удобство для педагога.
В отличии от предыдущих статей, недостатки не указаны.
В отличии от предыдущих статей, недостатки не указаны.
5. В переводе с английского multimedia – многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет
Вопросами применения мультимедиа в образовании занимались американские ученые D.M. Willows и H.A. Houghton. Они рассмотрели общие вопросы организации обучения, преподавание отдельных предметов с применением мультимедиа и средств компьютерного моделирования.
Ученые-исследователи M.Воусе, S.Brown, R.Mayer, L.Riber занимались вопросами использования мультимедиа в процессе обучения в вузах. Было отмечено целесообразное использование мультимедиа при выполнении заданий, которые не получились с первого раза и при восстановлении знаний.
На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, педагогов, психологов было показано, что использование мультимедиа позволяет решить дидактические вопросы с большим образовательным эффектом, может стать средством повышения эффективности обучения, значительно сокращает время, отведенное на изучение обязательного учебного материала, дает возможность существенно углубить и расширить круг рассматриваемых проблем и вопросов.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Данная статья еще раз подчеркивает целесообразность применения мультимедиа в образовании. Отечественные и зарубежные авторы поддерживают идею использования мультимедиа-технологий и доказывают их положительное влияние на образовательный процесс.
Однако, и здесь автор подчеркнул существование ряда проблем, связанных с использованием средств информационных технологий в современном общем образовании.
_______________________________________
Подводя итоги, можно отметить массу преимуществ использования мультимедиа в образовании, которые неоднократно подчеркивались во всех вышеперечисленных статьях. Однако, помимо положительных аспектов, которые выражаются в повышении эффективности образовательного процесса, есть свои недостатки и трудности, для преодоления которых современному образованию еще понадобится немало времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий