понедельник, 22 февраля 2016 г.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

КОЛЛЕКТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ (КСО)


Коллективный способ обучения – это форма сотрудничества, где взаимодействие идет в парах сменного состава или микрогруппах.
Каждый ученик класса в течение занятий выполняет функции и ученика и учителя. Структурной единицей такой формы организации является общение учащихся в парах смешанного состава, которые в процессе урока меняются. Следует сказать, что общение в КСО является доминирующим механизмом взаимодействия и по времени, и по содержанию. Ближайшая цель каждого участника занятий – научить другого через общение всему тому, что знает и изучает сам. Каждую изучаемую тему участник занятий может излагать другим ученикам, работая с каждым по очереди до полного, прочного и всестороннего овладения вопросом. В результате каждый отвечает не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и успехи товарищей по учебной работе. В технике КСО происходит полное совпадение коллективных и личных интересов: чем больше и лучше я обучаю другого, тем больше и лучше я знаю сам. 
Основная задача педагога – организация и руководство процессом КСО.


ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) - это технология творчества, основанная на идее о том, что "изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам" и что"создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям". Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т.п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счет снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ПРОЕКТНЫЕ МЕТОДЫ


Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Исследовательский метод обучения очень часто лежит в основе проектной деятельности учащихся. Основная идея исследовательского метода обучения заключается в использовании научного подхода к решению той или иной учебной задачи. Работа учащихся в этом случае строится по логике проведения классического научного исследования, с использованием всех методов и приемов научного исследования, характерных для деятельности ученых.
Основные этапы организации учебной деятельности при использовании исследовательского метода:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • проведение сбора данных;
  • анализ полученных данных;
  • оформление конечных результатов;
  • подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
           

ТЕХНОЛОГИЯ "ДЕБАТЫ"


Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего. Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.
Условия игрыв игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.


Дебаты предполагают:
  • Активное включение ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на внутренней мотивации;
  • Организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых, включение детей в педагогически целесообразные воспитательные отношения в учебной деятельности;
  • Обеспечение диалогического общения между учителем и учениками и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

Виды дебатов: 

  • Классические дебаты
  • “Модифицированные” дебаты

ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ


Играэто вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: 
  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры; 
  • учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; 
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Виды педагогических игр:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие,
  • познавательные, воспитательные, развивающие,
  • репродуктивные, продуктивные, творческие,
  • коммуникативные, диагностичские, профориентационные, психотехнические и т.д.

Структура:

  • Роли, взятие на себя учащимися,
  • Игровые действия как средство реализации этих ролей,
  • Игровые средства, замещающие реальные вещи,
  • Реальные отношения между играющими,
  • Сюжет (содержание) игры.
     

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ


Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) расследование, в результате которого учащиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не открывая объективные реалии, потребляя знания в уже готовом виде.
При этом четко видно две процессуальные стороны обучения в сотрудничестве:

  • общение учащихся друг с другом в составе ученического коллектива;
  • собственно процесс обучения.

Эта педагогическая технология считается одной из самых трудоемких и не всегда дающей ожидаемый результат, зачастую непредсказуемой.
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:

  • Учащийся гораздо лучше учится если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
  • От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
  • В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. 

Уроку с применением ИКТ свойственно следующее:
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • интерактивность и диалоговый характер обучения;  -  ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  •  поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ "ПОРТФОЛИО"


Метод оценивания с помощью Портфолио используется в обучении, основанном на компетентном подходе. Портфолио рассматривается как вид так называемого «аутентичного оценивания», которое используется, прежде всего, в практико-ориентированном образовании: оценивается уровень сформированности умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной жизни. В обучении на основе компетентного подхода аутентичное оценивание выявляет уровни сформированности компетентностей. 
Цель портфолио – представить отчёт по процессу образования слушателя, увидеть «картину» значимых образовательных результатов, в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса слушателя в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способность практически применять приобретѐнные знания и умения. 
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать педагогические задачи: 

  • Поддерживать высокую учебную мотивацию слушателей;
  • Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности слушателей;
  • Формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации (персонализации) образования слушателей

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ


Интерактивное обучениеобучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения .

Технология интерактивного обучения является организацией процесса обучения таким образом, чтобы  в нем ученик участвовал в основанном на взаимодействии, взаимодополняющем, коллективном процессе обучающего познания.
Цель интерактивного обучения -  создание педагогом условий, в которых ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания.

Дистанционное Обучение - это заочное обучение на расстоянии с использованием учебников и тестирования знаний через компьютерную сеть Интернет.

Технология дистанционного обучения — информационная технология, обеспечивающая доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ


Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Кейс-технология заключается в том, что в начале обучения строится индивидуальный план, каждому ученику выдается кейс, включающий задания по выбранной теме, список литературы, электронные материалы.

Цели кейс-технологии:

  • углубленное изучение предмета;
  • подготовка к олимпиадам, ЕГЭ, ГИА;
  • индивидуализация учебного процесса.

Данная технология помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников (и у студентов) такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Стешина Н.А., Головнева Е.В. Коллективные способы и формы обучения младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/2015/965/15090 (дата доступа - 22.02.2016)
2. Технология решения исследовательских задач [Электронный ресурс]. URL: http://pedtehno.ru/razrabotki-urokov/tehnologiya-resheniya-issledovatelskih-zadach (дата доступа - 22.02.2016)
3. Проектные методы [Электронный ресурс]. URL: http://scheglenko.school04.smoladmin.ru/index.php/dlya-druzej-kolleg/10-proektnye-metody-obucheniya  (дата доступа - 22.02.2016)
4. Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm#3 (дата доступа - 22.02.2016)
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Игровые технологии [Электронный ресурс]. URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/igrovye_tekhnologii/12-1-0-48#.V3kwGdKUHIU (дата доступа - 22.02.2016)
6. Технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://dl.nw.ru/theories/technologies/content.html (дата доступа - 22.02.2016)
7. Информационно-коммуникационные технологии в современной начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27022 (дата доступа - 22.02.2016)
8. Понятие информационно-коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL: http://belyk5.narod.ru/IKT_new.htm (дата доступа - 1.07.2016)
9. Образовательная технология - система инновационной оценки "протфолио" [Электронный ресурс]. URL: http://suvagcentr.ru/prof/files/tech/folio.pdf (дата доступа - 1.07.2016)
10. Степанюк И. В. Технология интерактивного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 577-578.
11. Технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата доступа - 1.07.2016)
12. Технология интерактивного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://paidagogos.com/?p=5804 (дата доступа - 1.07.2016)
12. Кейс-технология [Электронный ресурс]. URL: http://fgos-shkola14nv.narod.ru/37.html (дата доступа - 1.07.2016)  

Комментариев нет:

Отправить комментарий