понедельник, 29 февраля 2016 г.

АКТИВНОЕ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Примеры уроков

1. Конспект урока по английскому языку c использованием элементов технологии развития критического мышления в 7 классе по теме "Music" [Электронный ресурс] URL: http://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 29.02.2016)
2. Урок литературы. 10 класс. Тема: «Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года»  [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.02.2016)

3. УРОК ПО ТЕМЕ: «ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОДОБИЯ» (9класс) [Электронный ресурс] URL: http://kopilkaurokov.ru (дата обращения: 29.02.2016)

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 


Педагогическая мастерская


Примеры уроков:

1. Методическая разработка по изобразительному искусству (ИЗО, 5 класс) по теме: Педагогическая мастерская на уроках ИЗО в 5 классе [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.02.2016)

2. План-конспект урока по математике(4 класс) по теме: Мастерская построения новых знаний [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru/ (дата обращения: 29.02.2016)

3. Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 6 класс [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/632870/ (дата обращения: 29.02.2016)
Педагогическая мастерская – это педагогическая технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На таких занятиях детям интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Подготовка мастерской требует от учителя нестандартного подхода. Данная технология требует, прежде всего, гуманистической философии учителя, в основе которой – личностно-ориентированный подход к ребенку, развитие его индивидуальности.
Образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». 

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)


1. План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: "Сложение и вычитание величин" [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 29.02.2016)


2. Урок английского языка в 4 классе  «A Magic Trip to London” [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru (дата обращения: 29.02.2016)

3. Методическая разработка по технологии (5 класс) на тему: Уход за одеждой [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru (дата обращения: 29.02.2016)


Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) нацелена на формирование личностных и метапредметных умений в процессе выполнения учебных заданий,  таких как: слушать и слышать собеседника;  адекватно пользоваться речью для регуляции своего действия;  учитывать разные мнения и действовать согласованно;  строить монологические высказывания и вступать в диалог.
Основными этапами урока в соответствии с технологией  ТРИИК (технология развития информационно интеллектуальной компетентности) являются:
  • Этап  «Самоопределение в деятельности», где организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.
  • Этап  «Учебно-познавательной деятельности», где организуется освоение содержания учебной темы, которое необходимо для выполнения ситуативного задания.
  • Этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности», где учащиеся выбирают уровень выполнения ситуативного задания и самостоятельно организуются для выполнения этого задания.
  • Этап «Рефлексивной деятельности”, где полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка.

Технология "портфолио"


Примеры уроков:

1. Тематическое планирование предмета «Технология 5 класс» [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru (дата обращения: 29.02.2016)

2. Повторно-обобщающий урок по теме: Электромагнитные волны, их свойства и применение"[Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru (дата обращения: 29.02.2016)

Цель предметного портфолио по заключается в том, чтобы показать успеваемость ученика по конкретному предмету, представить объективную оценку образовательной деятельности каждого ученика в отдельности, активизировать познавательный интерес, рефлексивную деятельность учащегося. 
Работа над портфолио формирует у учащихся универсальные учебные действия:
  • коммуникативные – при работе с информацией, общении с другими людьми,
  • исследовательские – при создании творческих работ, 
  • поисковые – при отборе и поиске необходимой информации и т.д.


Технология проектирования


Примеры уроков: 

1. План-конспект урока по технологии (5 класс) [Электронный ресурс] URL:  http://nsportal.ru (дата обращения: 29.02.2016)

2. Конспект урока "Работа с разными материалами". Технология 1-4 кл. [Электронный ресурс]  URL: http://festival.1september.ru/articles/560806/ (дата обращения: 29.02.2016)

3. План-конспект урока по технологии (7 класс) по теме: Открытый урок-игра "Защита творческого проекта [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/560806/   (дата обращения: 29.02.2016)

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы.


ПРИМЕРЫ АКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ:


Прием «Яркое пятно». 

Данный прием состоит в представлении учащимся набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие концентрируем внимание на выделенном объекте. Затем, совместно выясняем общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока. 

Например, урок по теме «Трапеция» в 8 классе. 
Учитель предлагает рассмотреть ряд четырехугольников, среди которых трапеция выделена цветом. 
Вопрос учителя: «Среди представленных фигур, что вы заметили?» 
Ответ учащихся: «Фигура № 4 выделена цветом». 
Вопрос учителя: «Что общего у этих фигур?» 
Ответ учащихся: «Все фигуры являются четырехугольниками». 
Вопрос учителя: «Чем отличается выделенный четырехугольник от других?» 
Ответ учащихся: «Не является параллелограммом. У него две стороны параллельные, а две другие нет». 
Вопрос учителя: «А кто знает, как называется этот четырехугольник?» 
Дети либо ответят, либо нет. 
Учитель знакомит с названием объекта. 
Вопрос учителя: «Как вы думаете какова тема урока?» 
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости учитель корректирует тему урока и предлагает сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению. 

Прием «Проблемная ситуация»

Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: учитель побуждает учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем. 

Урок в 5 классе по теме «Основное свойство дроби» (подводящий диалог).
Организует повторение, с включением проблемной задачи. 
Учитель спрашивает класс: «Какая часть прямоугольника закрашена? Дайте ответ, используя разные доли». Затем педагог предлагает сравнить дроби 
Ученики выполняют задание, используя правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями и правило сравнения с одинаковыми числителями. При сравнении последней пары дробей возникает вопрос — как это сделать? Формулируется проблема и цели урока. 

Прием «Индуктор»

Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской (технология педагогических мастерских). На первом этапе мастерской необходимо затронуть внутренние пружины сознания участников, пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить их и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности. 

Например, урок геометрии в 9 классе по теме «Ориентация плоскости. Лист Мебиуса». (УМК: Геометрия 7–9 классы, И. М. Смирнова, В. А. Смирнов). 

Учитель начинает урок со стихотворения: «Ведь то, что в этой жизни знаем, все ограниченно бывает, а мы хотим весь мир познать и бесконечность подержать!» После чего задает вопрос: «А вам когда-нибудь приходилось держать в руках бесконечность?». Данный вопрос для учащихся оказался парадоксальными и вызвал встречный вопрос «Как это возможно? Как можно держать бесконечность в руках?». Эти вопросы и стали целью урока, а проведение эксперимента — задачей урока. 

Прием «Группировка»

Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос «Почему имеют такие признаки?» и будет задачей урока. 

Урок в 7 классе по теме «Равнобедренный треугольник». (УМК: Геометрия 7–9 классы, И. М. Смирнова, В. А. Смирнов). 
Данный пример показывает, что тема урока будет сформулирована после достижения целей. 
Учитель предлагает провести группировку изображенных треугольников. Дети группируют. 
Учитель спрашивает класс: «Что является основанием для классификации?» Дети отвечают: «Внешний признак: две равные стороны». 
Учитель: «Если мы их выделили в общую группу, то значит они заслуживают нашего внимания?» Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Прием «Работа над понятием»

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в «Толковом словаре». Далее, от значения слова определяем цель урока. 

Например, тема урока в 11 классе «Первообразная функции»

Учитель предлагает учащимся объяснить значение слова первообразная. Учитель: «От каких двух слов происходит слово первообразная?» Ученики: «Первый и образ». Учитель: «Значит, что такое первообразная функции?» Ученики: «Это первый образ функции». Учитель предлагает классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.


Источники информации:

1. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики посредством чтения и письма [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/600417/ (дата обращения: 29.02.2016)
2. Технология "Педагогическая мастерская" [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/78-fgos2/6833--l-r-.html (дата обращения: 29.02.2016)
3. Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 6 класс [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/632870/ (дата обращения: 29.02.2016)
4. Технология ТРИИК как средство развития познавательной самостоятельности младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/7497-2015-04-01-08-30-27.html (дата обращения: 29.02.2016)
5. Пустовалова Е. В., Шалдохина Н. В. Формирование умения целеполагания на уроках математики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 95-98.



Комментариев нет:

Отправить комментарий